Какой фреон выбрать?

Фреон (хладагент, хладон) - галогеносодержащий газообразный углеводород. Его особенность заключается в способности менять свойства и из жидкости преобразовываться в газ, а из газа в жидкость.

Рассматриваемая группа углеводородов не имеет запаха, цвета, не вступает в химическую реакцию с щелочью и кислотой. Также не входит в список огнеопасных веществ. В воде не растворяется, однако, может быть растворен в уайт-спирите и керосине.

При испарении фреон впитывает окружающее тепло, а при конденсации отдает его обратно в воздух. Благодаря этим физико-химическим свойствам применяется в холодильном и климатическом оборудовании, обеспечивая эффект охлаждения.

Рассмотрим требования безопасности к хладагентам и какие из них применяются в кондиционерах.

Требования безопасности к хладагентам, используемым в кондиционерах

Впервые охлаждающие вещества были использованы в холодильном оборудовании в 30-х годах прошлого столетия.

На тот момент применялись небезопасные в быту хладагенты (аммиак, диоксид серы, например), что вынуждало выносить оборудование за пределы жилой площади. Такие холодильники размещались на заднем дворе, пристройке, в другом месте, где домочадцы длительно не находились.

Сегодня же практически в каждом доме установлен кондиционер. Мы ставим их в помещениях длительного пребывания. Например, в гостиной и спальне. Поэтому к фреону, применяемому для охлаждения жилых помещений, предъявляются повышенные требования безопасности.

Проведя множество исследований было выявлено, что некоторые разновидности хладагента вредны не только живым существам, но также негативно сказываются на окружающей среде. Они приводят к истончению озонового слоя и влияют на глобальное потепление.

Так были созданы Монреальские протоколы безопасности, согласно которым фреон, применяемый в кондиционерах, должен быть совестимым с материалами, применяемыми в изготовлении климатического оборудования. Также он должен быть невзрывоопасным, экологичным и не влиять на озоновый слой.

После введения Монреальских протоколов опасные углеводороды постепенно стали заменять на менее вредные. Так, практически сошло на нет применение хладонов R12 (дифтордихлорметан) и R22 (дифторхлорметан), масштабное использование которых имеет негативные климатические последствия.

Фреон марки R22 еще можно встретить в холодильниках для автомобилей, некоторых моделях кондиционеров. Однако к 2030 году в России его применение должно прекратиться.

Безопасные альтернативы фреону R12 и R22

На сегодняшний день известно более 65 видов фреона. Но соответствуют стандартам безопасности из них единицы.

Наиболее используемыми марками хладагентов, которые можно применять в быту, на данный момент являются R32, R410А, R407С.

R32

Дифторметан используется как самостоятельно, так и в комплексе с R410А и R407С. На однокомпонентном газе работают многие современные премиальные охлаждающие системы.

Для дополнительной заправки удалять остатки вещества из системы не нужно.

Обладает следующими качествами:

  • экологичный;
  • нетоксичный;
  • безопасный для человека;
  • обладает малой вязкостью и плотностью;
  • низкая температура кипения;
  • самовозгорание возможно при температуре свыше 650 0С.

Использование R32 позволяет снизить потребление электроэнергии до 12% за счет повышения холодопроизводительности климатического оборудования на 4 кВт до 6%. Повышение эффективности приводит к увеличению срока эксплуатации и сокращению расходов на техобслуживание кондиционера.

R410А

Смесь состоит из R125 (пентафторэтана) и R32 в соотношении 1:1.

Основные преимущества кроются в одинаковой скорости закипания и испарения хладонов. При небольшом потреблении электроэнергии показатели холодопроизводительности будут стабильно высокие.

Такой фреон не содержит хлора и безопасен для человека. При незначительной утечке и разгерметизации холодильного контура оборудование можно дозаправить без полного сливания. Но для этого в кондиционере должно остаться не менее 45% от требуемого объема газа. В противном случае потребуется полная перезаправка.

R407С

В состав такого хладагента входят три компонента:

  • R134А – обеспечивает оптимальное давление в холодильном контуре;
  • R125 – обеспечивает выполнение требований пожарной безопасности;
  • R32 – обеспечивает высокую холодопроизводительность и сокращает потребление электроэнергии.

Несмотря на положительные характеристики по сравнению с вышеуказанными аналогами имеет существенный недостаток. При использовании такого фреона требуется прочный контур.

Дело в том, что при утечке даже небольшого количества газа придется выполнить полную перезаправку сплит-системы. Компоненты улетучиваются с разной скоростью, что приводит к изменению их концентрации в составе.

Как определить нехватку фреона

Купленное оборудование полностью заправлено производителем. Если кондиционер был установлен мастерами по всем правилам, то первая дозаправка потребуется минимум через 2 года. В противном случае может произойти нарушение герметизации или иная ситуация, которая повлияет на скорость расходования хладагента.

Заподозрить нехватку фреона можно по таким признакам:

  • появился затхлый запах в помещении;
  • снизилась интенсивность обдува;
  • помещение стало охлаждаться медленнее;
  • на дисплее оборудования возник код соответствующей ошибки;
  • на внутренних элементах оборудования появилась ледяная корка, а на наружных иней.

Выявить причину нехватки хладагента и устранить проблему лучше предоставить специалисту. Он проведет диагностику оборудования при помощи специальных манометров и проанализирует показатели давления в охлаждающем контуре.

Самостоятельные попытки решить вопрос «на глазок» нередко закачиваются в мастерской. А климатическое оборудование – удовольствие недешевое. Не говоря уже о безопасности человека, который выполняет такую работу не имея квалификации.

Для профилактического осмотра техники и дозаправки достаточно вызвать мастера на дом раз в 6 – 12 месяцев. Такой подход позволит продлить срок эксплуатации оборудования и предотвратить его поломку.

Как быстро расходуется фреон в бытовом кондиционере

В норме за год расходуется до 8% от первоначального объема фреона. Циркулируя по замкнутому кругу, он частично теряется через внешний блок. Если проблем со стороны холодильного контура нет, и он герметичен, то дозаправка будет производиться не ранее, чем через 2 года.

При утечке же расход газа будет происходить значительно быстрее. Проверить наличие фреона можно только через краны внешнего модуля.

Как понять, что хладагента слишком много

Для оптимальной работы климатического оборудования важно соблюдать установленные производителем рекомендации. Переизбыток хладагента для него так же вреден, как и недостача.

При изменении рекомендованного количества фреона увеличивается нагрузка на компрессор. Увеличение нагрузки на компрессор приводит к ускорению износа деталей оборудования и перегреву узла.

Выявить переизбыток охлаждающего вещества можно по следующим признакам:

  • сбой в работе конденсатора или его полный выход из строя;
  • разгерметизация контура;
  • недостаточное охлаждение хладагента;
  • повышение давления в кондиционере;
  • снижение качества охлаждения воздуха;
  • снижение производительности оборудования;
  • обмерзание испарителя.

Сбой в работе конденсатора может выражаться в отключении оборудования после нескольких минут работы. При этом если произвести замеры давления, то оно будет повышено.

Для нормализации оборудования необходимо вызвать мастера. Самостоятельные попытки исправления ситуации могут привести к поломке оборудования.

Сколько фреона в бытовом кондиционере

Количество должно быть указано в техническом паспорте изделия. У разных производителей и у разных моделей этот параметр отличается.

Сколько потребуется хладагента оборудованию зависит от мощности компрессора и трассы коммуникации между блоками (наружным и внутренним). В бытовых сплит-системах она варьируется в пределах от 3 до 10 м.

Так, для бытового прибора мощностью до 2,2 кВт требуется до 700 г хладона, а при мощности свыше 6 кВт – свыше 1400 г.

Как проводится дозаправка

Для дозаправки кондиционера потребуются:

  • шланги;
  • набор ключей;
  • вакуумный насос;
  • манометрическая станция;
  • весы.

Для начала система просушивается азотом, обрабатывается с помощью вакуумного насоса и выявляются очаги нарушения герметичности.

Если это не профилактическая дозаправка и она вызвана утечкой хладагента, то необходимо ее устранить.

После этого специалист проверяет остаток фреона и решается вопрос о дозаправке или предварительном спускании охлаждающего вещества.

Весь процесс спускания и дозаправки проводится под контролем давления во всей системе.

Дозаправка фреона требует наличия особых навыков и инструментов. При их отсутствии рекомендовано доверить дело специалисту.

Получить консультацию